Календарь беременности Правильное питание Современные диеты Женские штучки Знакомства Кулинария Сериалы онлайн

 
Внимание!!! Все материалы представленные на форуме могут быть использованны исключительно в ознакомительных целях! Ни владелец сайта, ни хостинг-провайдер, ни любые другие физические или юридические лица не могут нести никакой ответственности за любое использование материалов данного сайта. Входя на сайт, Вы, как пользователь, тем самым подтверждаете полное и безоговорочное согласие со всеми условиями использования. Авторы проекта относятся особо негативно к возможности использования информации, полученной на сайте в целях нелегального использования

                                                                                          


                Наш Чат- Болтушки-Веселушки

                                
[Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]

 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Маняша  
Форум » Детская комната » Комната карапуза » от жеста к слову
от жеста к слову
iriska Дата: Понедельник, 12.11.2007, 12:10 | Сообщение # 1
Ангел-Хранитель форума
 
 
 
Сообщений: 1229
 
Репутация:  ±
 
Награды:
Замечания:
Статус: Временно отсутствует
От жеста к слову

Общение матери и ребенка начинается буквально с рождения. Но все родители знают, что взаимопонимание достигается не сразу. Те, у кого недавно появился малыш, прекрасно помнят время, когда ребенок вдруг начинал кричать, а вы не могли понять, что нужно сделать, чтобы его успокоить, и пробовали все известные вам средства. Зачастую какое-то из них помогало, однако нередко младенец так и оставался непонятым и, накричавшись, засыпал от усталости. Но прошло совсем немного времени, вы привыкли друг к другу, и теперь точно знаете, что нужно крохе; к тому же замечаете, что и малыш начинает понимать обращенную к нему речь. Как же происходит это общение, если ребенок еще не произнес ни слова?
Основным в это время (от рождения до полутора лет) является невербальное общение, то есть общение с помощью мимики и жестов. 80% информации, которую способен передавать вам малыш в доречевой период и период начала речи, – это жестовая информация. Именно тогда у крохи закладываются навыки общения, умения контактировать с взрослыми. От того, насколько ребенок владеет необходимыми жестами, во многом зависит быстрота овладения речью в будущем.
Любой матери, безусловно, хочется как можно быстрее научить ребенка говорить, и почти каждая мама знает наперечет все первые слова своего малыша и не забудет похвастаться перед родными и знакомыми прибавлением в лексиконе крохи. А день, когда сын или дочка произносит долгожданное первое слово, становится настоящим праздником для семьи. Эти мгновения приносят много радости и запоминаются на всю жизнь. Родители редко помнят первый жест ребенка, когда он впервые пытался сам что-то сообщить, и насколько умело использовал жесты и мимику в общении до того, как произнес первое слово, а ведь во многом оно обязано своим появлением как раз жестовому периоду.
Исследования давно показали, что развитие мелкой моторики теснейшим образом связано с развитием речи. Многие жесты содержат в себе элементы мелкой моторики, и они не просто связаны с речью, а участвуют в ней, являясь, как и слова, инструментами, которые использует ребенок в общении с взрослыми. Жестовый период в коммуникативном развитии малыша – это предтеча развития речи. Поэтому очень важно, чтобы родители обращали внимание на эту беззвучную, но часто очень информативную часть общения с любимым чадом.

Перст указующий
Мы помним, как в детстве мама говорила: «Не показывай пальцем. Это неприлично!» Так взрослые учили нас этикету. Для годовалого малыша этот жест совсем не вредный, а, наоборот, очень важный инструмент познания мира. И мы говорим крохе: «Покажи пальчиком. Что это?» Ведь только так он узнает, что как называется, и кого как зовут.
Из полусотни различных жестов, которыми ребенок пользуется до того, как научится говорить, половине родители обучают сами и, судя по всему, делают это бессознательно. К числу именно таких жестов относится указательный жест указательным пальцем. Важно помочь малышу научиться указывать не просто рукой в сторону нужного предмета, а именно пальчиком. Очень удобно это делать, когда вы читаете с ребенком книжку. Сначала сами указывайте пальцем на его любимые картинки, называя их, позднее можно указывать на них пальчиком карапуза, сложив своей рукой остальные пальчики в кулачок. Поначалу кроха будет хлопать по понравившейся ему картинке ладошкой (в 8-10 месяцев), а примерно в 11-13 месяцев уже может научиться указывать на все пальчиком. С помощью этого жеста малыш выделяет интересный для себя объект из многообразия того, что он видит. Таким образом, еще не научившись говорить, ребенок уже может спросить у мамы, как называется тот или иной предмет, и, конечно же, ответ не замедлит последовать.
Малыш тычет пальчиком в книжку или указывает на неизвестный предмет на улице, говоря «э-э-э» (что это?), и мама всегда отвечает на такие «вопросы». Так кроха узнает много новых слов, расширяя свой пассивный словарь. А там уже недалеко до того момента, когда он сам станет называть предметы, которые еще недавно были для него совсем незнакомыми. Позже ребенок использует указательный жест вместе со своими первыми словами, чтобы указать местонахождение предмета. На вопрос взрослого «где мячик?», малыш отвечает «мяцик» и указывает пальчиком туда, где находится мяч. Очень быстро жест заменяется словом «там». И в возрасте около полутора лет становятся типичными высказывания типа «кука там» (кукла там). То есть жест помогает перейти к двухсловному высказыванию, а это также как и появление первых слов, большой шаг вперед в развитии речи ребенка.

«Да» или «нет»
«Говорить» нет (мотать головой из стороны в сторону) у малыша получается раньше, чем да, и это понятно, ведь главное уметь отказаться от ненужного и неинтересного, а все нужное мама предложит сама. Обычно примерно к 14-ти месяцам дети могут использовать жест отрицания при ответе на вопрос. Гораздо позже начинают говорить «у-у», мотая головой. Часто сначала они мотают головой при ответе на любой вопрос, даже тот, который предполагает положительный ответ (ответ ради ответа). Типичный диалог малыша с мамой в это время:
- Коленька, будешь кашу?
- У-у (мотает головой).
- А печенье будешь?
- У-у (также мотает головой, поедая любимое печенье).
Некоторые дети используют этот жест не только при ответе на общий вопрос, а еще как приставку не, то есть как вообще любое отрицание. Если, например, малыш говорит «киса» и указывает на игрушку, одновременно мотая головой, это может означать, что это не кошка, а какой-то другой зверь.
Особым жестом (разводят руками) дети показывают отсутствие чего-либо, и данному жесту родители также намеренно обучают малышей, демонстрируя его в комбинации со словами пропал/исчез/нету.
В 15-16 месяцев можно научить ребенка кивать в знак согласия. На начальном этапе этот жест беззвучен, впоследствии кроха научится говорить «да», кивая головой. Так же, как и жест отрицания, жест согласия сначала может быть игрой: ребенок часто-часто кивает даже не в ответ на вопрос, а просто, чтобы привлечь к себе внимание взрослого. Получая удовольствие от исполнения жеста, карапуз может кивать в ответ на все вопросы подряд.
Научив малыша рассмотренным жестам, вы увидите, насколько существенно это важное умение облегчит ваше общение. И чем раньше кроха сможет отвечать на вопросы с помощью жестов, тем раньше он будет пытаться озвучивать свои ответы.

«Дай» и «на», и что важнее?Понаблюдайте за собой и своим ребенком. Как часто повторяется ситуация «давания-получения» чего-либо? Да практически постоянно, с того самого момента, когда малыш научается удерживать в ручках предмет. Мы постоянно что-то ему даем, а он постоянно что-то просит. Безусловно, кроха с охотой получает новый неизвестный предмет, и реже что-то хочет отдать (когда надоела игрушка или, например, он просит открыть бутылочку или почистить яблоко и получить его назад). И, конечно, жест «дай» возникает чуть раньше, чем жест «на». Для малыша гораздо важнее получить что-то, и эта ситуация поначалу не рассматривается ребенком как разнонаправленная. По этой причине, и это часто замечают родители, дети на первых порах путают соответствующие слова, говоря да(й)-да(й)-да(й) вместо на-на-на, и наоборот. Путаница исчезает к 19-20 месяцам.
Когда у малыша формируется жест «дай» (примерно к 13 месяцам), важно научить его сжимать-разжимать ладонь, исполняя этот жест. В коррекционной педагогике бытует «примета»: если ребенок стал сжимать ладонь, когда что-то просит, скоро он заговорит. Помощь родителей и тут бывает не лишней.
Отдавать предмет взрослому поначалу тоже бывает сложно. В 8-9 месяцев на вашу просьбу «дай мне игрушку» малыш вытянет руку по направлению к вам, но не отдаст предмет, а лишь коснется им вашей ладони. Покажите ребенку, что игрушка, которую вы забираете у него, никуда не исчезает, а остается у вас, и вы с удовольствием отдадите ее ему обратно, если он об этом попросит («дай-дай-дай»). Можно несколько раз повторять данную ситуацию в форме игры, обучая кроху этим важным жестам.

Дружба начинается с улыбки
Улыбка – первый жест, который связывает новорожденного и мать. Когда мама впервые видит улыбку своего малыша, она испытывает радость, счастье единения со своим ребенком, и это еще больше сближает, ведь улыбка – признак того, что младенцу с мамой хорошо и комфортно. И мама всегда улыбается в ответ.
Одними из первых появляются жесты, выражающие эмоции, ведь общение матери с младенцем сначала состоит только из эмоций. Проявление эмоций с помощью определенных движений запрограммировано в генах человека, и, учить этим движениям, разумеется, не нужно. Однако та мимика и жесты, по которым мы сначала определяем эмоциональное состояние своего малыша, впоследствии начинают использоваться им намеренно, чтобы вызвать в нас, взрослых, необходимую реакцию, часто чтобы привлечь к себе внимание.
К 6-8 месяцам ребенок овладевает практически всей мимикой отрицательных и положительных эмоций. К 8-9 месяцам он уже может намеренно использовать эмоциональные жесты в диалоге с матерью. В 2 года малыш способен демонстрировать около дюжины различных эмоций. Кроме плача и смеха он использует мимические и жестовые средства для их передачи, например, взмахивает ручками от радости, выпячивает губу (как в начальный момент плача) от обиды, морщит нос и хмурит брови или топает ножками от злости, сжимает кулаки и сердито машет рукой. По-особому маленький ребенок выражает чувство стеснения. Вы, конечно, не раз наблюдали такую сцену – малыш съеживается и утыкается лицом вам в грудь в ответ на вашу просьбу в присутствии людей выполнить какое-нибудь действие, которому ему научили.
Словами ребенок начинает выражать свои эмоции достаточно поздно. Вплоть до 7-8 лет он делает это преимущественно с помощью жестов. Поэтому данная часть нашего с ним общения довольно долго остается бессловесной, и мы часто не обращаем на нее внимания, хотя эти жесты могут сказать очень многое. Превратить эмоции в слова, научиться сдерживать их там, где это необходимо, управлять ими – очень сложная задача, которая порой не под силу даже взрослому. Но в наших силах помочь ребенку научиться выражать свои эмоции, так или иначе, не оставляя без внимания и ответа любые их проявления.

Чему научиться играючи?Есть жесты, которым взрослые намеренно обучают детей в процессе игры. Часто такой игрой становятся этикетные жесты прощания и приветствия. Любая мама, уходя с малышом из гостей или прощаясь с кем-то на улице, просит кроху помахать ручкой «пока-пока», и сначала сама машет его рукой, чтобы показать, как это делается. Многие родители учат детей «говорить спасибо» (кивать головой), а также «здравствуй» или «привет» (пожимать руку). Эти жесты помогают ребенку начать «разговор» с незнакомым взрослым или таким же малышом, чувствовать себя увереннее в ситуации общения, кроме того, уже в таком юном возрасте прививаются хорошие манеры, о которых не стоит забывать и взрослым. Малыш знает, что с уходящим человеком надо попрощаться, с пришедшим – поздороваться, а когда тебе что-то дают, сказать «спасибо».
Также можно научить кроху обиходным жестам, которые иногда используются взрослыми, например, «тсс!» (приложить палец к губам), «а ну его!» (махнуть на что-то рукой) или посылать воздушный поцелуй. Малышам, как правило, очень нравится повторять такие движения за взрослыми, плюс эти жесты способствуют развитию мелкой моторики.
О пальчиковых играх и о том, насколько они полезны для развития речи, написано много; в журналах для родителей есть тексты потешек. Любознательная мама всегда имеет в своем арсенале несколько таких игр. Некоторые из них базируются на изобразительных жестах, например, «Полетели, полетели, на головку Ване (Маше, Пете) сели». Сначала руками изображается полет птиц, а потом малыш показывает, как эти птицы сели на головку, то есть закрывает свою головку ручками. Есть движения, развивающие пальцы и кисть, которые часто заимствуются из пальчиковых игр и потешек. Научите кроху зажимать кулачок (игра «Угадай, что в кулачке?»); изображать улитку (указательный и средний палец вытянуты, остальные сжаты) – «вот улиточка ползет потихонечку вперед»; показывать, как кусает волк или крокодил (запястья вместе, а пальчики хлопают друг по другу) – «кусь-кусь»; как идет человечек (вышагиваем указательным и средним пальцами) или бежит паучок (все пальчики двигаются).
Иногда взрослые выдумывают какие-то игровые жесты сами или эти жесты являются частью семейного фольклора и им обучают детей. Самые распространенные жесты такого рода: «Как папа денежки заколачивает?» (в ответ на этот вопрос малыш стучит кулачком о ладошку), «Сколько тебе годиков?» (показывает один пальчик – как правило, указательный), «Ай-ай-ай» (машет пальчиком из стороны в сторону), «Как ты любишь маму/папу/дедушку/бабушку?/» (обнимает и изо всех сил прижимается к взрослому), «Я плохой» (хлопает себя по попке), «Я хороший» (гладит себя по голове) и т.д.
Все эти жесты кроха использует для того, чтобы общаться с нами, взрослыми. Наша задача научить малыша говорить, быть понятым и самому понимать других, ведь от этого во многом зависит успех в жизни. И ясно, что учить ребенка общаться нужно не тогда, когда он начинает произносить свои первые слова, а буквально с рождения, с его первых взглядов, обращенных к нам, и первых улыбок.

Анастасия Семина


 
Форум » Детская комната » Комната карапуза » от жеста к слову
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Пользователи,посетившие сайт за текущий день:

 

Статистика нашего фоума
Последние добавления Горячие темы Лучшие пользователи Новые пользователи




                                       



                                       
       
  При копировании Рецептов или Материалов сайта,  активная  ссылка на сайт  со словами Женский Форум!!! Всё для нас красивых!!! обязательна!
Copyright MyCorp © 2024 Хостинг от uCoz