Воспитание Десять заповедей родительства
Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты. Или - как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
Не вымещай на ребенке свои обиды; что посеешь, то и взойдет.
Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь - как он может тебя отблагодарить? Он даст жизнь другому: это необратимый закон благодарности.
Не думай, что ребенок твой - он Божий.
Не относись к его проблемам свысока.
Не унижай!
Не мучь себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка, мучь, если можешь и не делаешь.
Помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
Умей любить чужого ребенка. Не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.
Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым; общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.
Воспитание
Бранные слова
Почти все дети рано или поздно начинают говорить бранные слова. Детям свойственно слушать, что говорят вокруг.
Совершенно очевидно, что дети усваивают определенный словарь от товарищей по играм и непосредственно от нас, а затем спокойно передают его друг другу.
Профилактика бранных слов невозможна, ведь дети наши живут не под стеклянным колпаком. А вот повлиять на них можно.
Не ругайте ребенка, как это часто делают многие: не угрожайте, что станете ругать его, если он будет говорить бранные слова.
Постарайтесь сделать так, чтобы он был как можно более откровенен с Вами. Это позволит непосредственне высказываться в Вашем присутствии, и тогда то, чему он научился, он скажет Вам, а не произнеснт при посторонних.
Обескуражьте ребенка - это наилучший способ повлиять на него. Когда он станет говорить бранные слова, отнеситесь к этому спокойно, мягко, добродушно. Ласковое обращение сразу же притупляет оружие, которое в противном случае может стать угрожающим.
Объясните ребенку, что говорить бранные слова так же неприлично, как отрыгиваться за столом или не извиняться в нужный момент. Но объясните это кратко и не наказывая его.
Если случится, что он обронит какое-то бранное слово при посторонних, кратко извинитесь за него и сразу же смените тему разговора.
Добавлено (15.12.2007, 19:24)
---------------------------------------------
Запреты в форме сказок
Когда нашей первой дочке было около года, она начала активно познавать мир и обследовать свой дом. Тут мы схватились за голову, потому что оказалось, что, несмотря на все наши ухищрения, многие "опасные" предметы и места в квартире оказались доступными для дочери. Тогда мы приняли решение рассказать Марусе об опасностях, подстерегающих ее. Но как это сделать, чтобы не испугать ребенка? Как запретить что-то, не оказав давления? И мы придумали. Мы стали сочинять сказки про "непослушную девочку Наташу", с которой каждый раз случалось что-нибудь неприятное, как только она без разрешения включала утюг, открывала дверь незнакомцам, влезала на подоконник и т.д. Дочка слушала очень внимательно и, главное, понимала, в чем была неправа героиня сказок. Маруся научилась проецировать ситуации из сказок на себя и делать выводы. Со временем наши сказки из предостерегающих превратились в нравственно-поучительные, так как стали затрагивать аспекты общения со сверстниками, личностного развития и гигиены. Сейчас Марусе три с половиной года, и до сих пор на каждую из волнующих ее ситуаций у нас с мужем находится своя сказка.
Вот некоторые из наших сказок.
Про девочку Наташу и электрическую розетку
Жила-была девочка Наташа. Она была милая и добрая. Только вот непослушная. Скажет, бывало, мама: "Доченька, я пошла в магазин, а ты поиграй, пока я не вернусь. Только смотри, не шали!" Наташа покивает головой, а сама, как только мама закроет за собой дверь, начинает баловаться. Игрушки все раскидает, одежду всю из шкафа вытащит, на себя примерит и бросит на пол. В уличных башмаках по комнатам пробежится и в ванной воду откроет, чтобы кораблики пускать. Мама из магазина с полными сумками зайдет, уставшая, а дома просто безобразие - весь пол завален вещами разными, Наташа в одном башмаке стоит на диване, а из ванны вода через край переливается! Уж и ругали Наташу, и в угол ставили, даже на улицу один раз не пустили, все было напрасно. Однажды мама ушла в аптеку, а Наташа, по обыкновению, начала хулиганить. Первым делом она пустила воду в ванной, затем открыла настежь окно, хотя была зима. И, наконец, она подошла к электрической розетке и воткнула туда мамину спицу. Вдруг раздался страшный взрыв и из розетки повалил черный дым, который постепенно превратился в большого паука. Паук проговорил: "Наконец-то я добрался до тебя, непослушный ребенок!" Потом схватил Наташу и унес далеко-далеко, в Страну непослушных детей, куда попадали самые непослушные и шаловливые мальчики и девочки. Паук принес Наташу к самому главному пауку, и тот сказал: "Ты никогда не слушалась маму, все время хулиганила и плохо себя вела. В наказание за это ты останешься здесь. В моей стране ты можешь делать все, что угодно, но ни мамы, ни папы, никого из своих близких ты больше не увидишь." Девочка сначала обрадовалась. Никто раньше не разрешал ей делать все, что она хочет! Наташа целыми днями баловалась как могла. Но вскоре она заскучала по дому, по маме, по папе, по своим игрушкам. Наташа начала просить главного паука, чтобы тот отпустил ее домой. Паук сказал: "Ладно, на первый раз я тебя прощаю. Ты вернешься домой, к своим родителям. Но смотри! Если я узнаю, что ты опять плохо себя ведешь, я заберу тебя в Страну непослушных детей навсегда!" Наташа тут же очутилась дома. Она была так рада этому, что дала себе слово больше никогда не хулиганить и всегда слушать, что говорит мама!
Про девочку Наташу и расческу
Жила-была девочка Наташа. Она была очень опрятная и аккуратная. У нее всегда были чистая обувь и отглаженные платьица. Каждое утро Наташа тщательно умывалась и чистила зубы. Потом она шла к зеркалу и причесывала волосы. Расческа у Наташи была особенная - с длинными зубцами и красивой тонкой ручкой с росписью. Девочка очень любила свою расческу и никогда с ней не расставалась. Расческа тоже любила свою хозяйку. Она считала, что таких густых длинных волос больше нет ни у кого и очень гордилась, что именно она их расчесывает. Расческа всегда старалась, и волосы у Наташи выглядели замечательно. Когда Наташа приходила в детский сад и оставляла свою расческу на одежном шкафу, та сразу начинала хвалиться и рассказывать другим расческам, как ей повезло с хозяйкой и как ей, расческе, нравится ухаживать за красивыми Наташиными волосами. Другие расчески только вздыхали и тихонько поскрипывали зубьями, наверное, от зависти. Но вот однажды в детский сад пришла новая девочка Катя. У нее не оказалось с собой расчески, и она решила попросить у других девочек. Всем было жалко, одна только Наташа подошла к Кате и протянула ей свою расческу. Наташа была не жадной. Но она не знала, что расческа, так же, как и зубная щетка, должна быть у каждого своя. А расческа очень испугалась сначала, что ее отдадут насовсем, а потом рассердилась и стала царапаться и дергать волосы. В конце-концов она так запуталась в прическе новенькой девочки, что та отдала ее обратно Наташе и сказала: "Твоя расческа больно кусается!" Наташа обиженно ответила: "Неправда! Она у меня самая лучшая! Просто она любит расчесывать только мои волосы!" И никогда больше не отдавала свою расческу никому, даже на время.